ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ РИМА

 

Как большинство великих городов Рим начинался с простого селения. Город возник на высоких, удобных для обороны холмах, на берегу судоходной реки Тибра, неподалеку от ее впадения в море. Это было удобное и безопасное место. Удобное потому, что река и близость моря помогали развитию торговли и связывали город со странами Востока и Грецией. В то же время и морские разбойники (пираты) не могли неожиданно нападать на город.

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э., но на самом деле первые люди поселились в данной местности задолго до этого знаменательного события. Здесь проживали различные племена, в том числе латины, сабиняне и этруски. Археологи установили, что первые поселения появились на Палатинском холме, затем на Авентинском, Капитолийском и других холмах. Поселения постепенно разрастались, сближались друг с другом и, наконец, слились в одно. Так, в результате длительного исторического развития возник древний город Рим.
История Рима началась как история монархии, которой правили легендарные цари, в их руках была сосредоточена вся военная и политическая власть, которая обозначалась общим понятием «imperium» (империум). От этого слова происходят такие слова, как «имперский», «империя» и «император».
Основание Рима и древнейшая его история украшены многими мифами и легендами. Вот что рассказывали римляне.
Когда погибла древняя Троя, некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Корабли беглецов долго носились по морским волнам. Наконец ветер пригнал их к берегу. Беглецы увидали широкую реку, впадавшую в море. Берега реки были покрыты лесами, рощами, кустарником. Солнце освещало плодородную равнину, ясное голубое небо отражалось в водах реки и небольших озер. Измученные беглецы высадились на берег и решили поселиться здесь. Это был берег Италии. Сын троянца Энея основал здесь город и назвал его Альба-Лонга.

Прошло много десятилетий. В городе Альба-Лонге правил потомок Энея—Нумитор. Младший брат его — Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел Нумитора и сам хотел стать правителем. Ему удалось свергнуть Нумитора и занять его место. Амулий не боялся брата и оставил его в живых. Но он очень боялся мести потомков Нумитора — детей и внуков.
По приказу Амулия сын бывшего правителя был убит. Дочь Нумитора, Рею Сильвию, он заставил сделаться жрицей богини Весты — весталкой, чтобы от нее никогда не было потомства. Но очень скоро у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом, как рассказывает легенда, был бог войны Марс.
Когда Амулий узнал об этом, он разгневался и испугался. Он приказал казнить Рею Сильвию, а детей ее бросить в Тибр. Раб положил детей в корзину и понес к реке. В это время Тибр разлился и вода еще продолжала прибывать. Огромные волны ходили по реке. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, надеясь, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, унесет их, и они утонут. Разлившаяся река отнесла корзину с детьми к подошве Палатинского холма, и вскоре половодье кончилось. Вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал. Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Братья занимались гимнастикой, охотились, стали ловкими и сильными воинами. Постепенно они заслужили всеобщее расположение и приобрели широкую известность.

Когда мальчики выросли, пастух раскрыл им тайну их рождения. Узнав о своем происхождении, они решили возвратить престол своему деду Нумитору. Каждый из братьев составил себе небольшой отряд, и вместе двинулись к Альба-Лонге. Жители города ненавидели жестокого и коварного Амулия. Они подняли восстание и поддержали Ромула и Рема. Восставшие убили Амулия. Братья вернули власть своему деду Нумитору.
Полюбив беспокойный, воинственный образ жизни, братья не остались у деда; вместе с товарищами своими, молодыми пастухами, они удалились на Палатинский холм, где некогда нашел их пастух, и решили построить здесь собственный город.
Однако вскоре между братьями произошла ссора. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить и кому из них править в нем. Они условились выяснить волю богов гаданием по полету птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть пролетавших коршунов. Но через несколько мгновений мимо Ромула, при блеске молнии и грохоте грома, пролетело двенадцать коршунов. Братья заспорили. Рем утверждал, что раз к нему первому явились вещие птицы, то преимущество остается за ним. Ромул же доказывал, что царем должен быть он: ведь он увидел этих птиц вдвое больше.
Спор разгорелся с новой силой. Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города, Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!»
Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он запряг белого вола и белую корову в плуг и, погоняя их, провел глубокую борозду — границу города. Здесь должна была быть воздвигнута городская стена. На месте предполагаемых ворот Ромул приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. После этого обряда вся стена считалась священной.
Ромул назвал город своим именем, - «Рим» по-латыни «Рома» (Roma).

Рим сначала представлял только группы бедных хижин, сделанных из глины и покрытых камышом или соломой. Население Рима было еще немногочисленно. Чтобы увеличить население города, Ромул охотно принимал к себе беглецов и изгнанников из других городов.
Римляне были воинственны. Скоро город начал обогащаться удачными войнами и набегами на соседние народы, после которых римляне возвращались с награбленной добычей. Чтобы достать себе жен, они похищали у соседей девушек. Предание рассказывает, что однажды Ромул устроил военные игры и пригласил соседей с женами и дочерьми, но во время игр римляне бросились на гостей и отняли у них женщин. Большая часть гостей была из племени сабинян, и потому происшествие это известно под названием Похищение сабинянок.
Через некоторое время большое войско сабинян, под предводительством их царя Тита Тация, подступило к Риму. В узкой долине, расположенной между двумя холмами, произошло решительное сражение. Падали под ударами мечей и стрел убитые и раненые. Вдруг обе сражающиеся стороны услыхали громкие крики и плач женщин. Похищенные сабинянки убедили обе стороны помириться. Воины прекратили кровопролитие. Оба предводителя — Ромул и Тит Таций — выступили на середину и заключили мир. Отныне оба племени объединялись под совместным управлением правителя сабинян и правителя римлян. Некоторое время они правили вместе...
Сабиняне поселились подле римлян на холме Квиринал. Спустя несколько лет Тит Таций был убит и обе общины соединились в одну под управлением Ромула.
Став единым правителем, Ромул старался окружить себя знаками царского величия. Так, по примеру соседних царей, когда он являлся народу, то впереди него шли двенадцать телохранителей - ликторов, и каждый нес связку прутьев с вложенной в них секирой: по знаку царя они немедленно наказывали провинившихся. Ромул учредил совет старейшин, или сенат, из ста членов и постоянную конницу из трехсот всадников; остальные римляне составляли пешее войско.
О смерти Ромула рассказывают следующую легенду. Однажды он делал смотр войску. Вдруг поднялась сильная буря и произвела смятение, а когда буря улеглась, царя уже не было. Народ пришел в беспокойство, подозревая сенаторов в убийстве царя, тогда один из сенаторов объявил, что он видел Ромула восходящим на небо. Римляне причислили его к своим богам под именем Квирина.

Такова древняя легенда, рассказывающая об основании города Рима. В одном из римских музеев стоит бронзовое изображение волчицы. В далекие времена она стояла на площади древнего Рима и напоминала каждому римлянину о легенде, связанной с основанием его родного города.

Литература:

Берган, М. Древний Рим. – М., 2007
Древний Рим: книга для чтения / под ред. Д.П.Каллистратова, С.Л.Утченко. – М., 1955
Иловайский, Д.И. Древняя история. – М., 1997
Римляне / Э.Маркс и др. – М., 1997

 

на главную

Версия для печати