Герб Москвы

     
 

Все знают герб Москвы с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Но все ли знают историю появления всадника на московском гербе? Что символизирует собой эта фигура? Как на протяжении веков проходило становление московского герба?
Обратимся к истории. Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба.
В источниках имеется мало сведений о российских символах. Чтобы восстановить их происхождение и историческое развитие, приходится по крупицам собирать скудные и нечеткие свидетельства письменных памятников, а также привлекать вещественные — монеты, печати, скульптурные изображения.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукова Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе.

В конце XV века всадник, поражающий копьем дракона, утверждается в российской государственной символике. Об этом свидетельствует общегосударственная печать Ивана III Васильевича, сохранившаяся до наших дней при некоторых его грамотах. Одна из них датирована 1497 годом. На лицевой стороне печати изображен воин в княжеской шапке и плаще, поражающий копьем змея. Знаменитый русский историк Н.М.Карамзин одним из первых обратил внимание на печать 1497 года, отметив, что от нее ведет начало символика русского государственного герба.
Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни — главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия. Известно, что после перестройки башни святой Георгий был помещен в качестве иконы в храм его имени, сооруженный возле башни. Вместо него на башне был поставлен образ Спаса Вседержителя, от которого башня получила новое название — Спасской.

С XVI века на русских государственных печатях соединяются двуглавый орел и всадник, который располагается на груди орла. Подобная композиция остается неизменной в течение ряда столетий, составив главную фигуру герба Российской империи. Художественная форма всадника менялась: то в нем проявлялись портретные черты государя, то скакал всадник не в традиционную правую, а в левую от зрителя сторону, но до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий. В старинной описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666 — 1667 годов сказано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него царь на коне колет копием змия». А в царском Титулярнике 1672 года, где в художественной форме изображались гербы земель (согласно царскому титулу), святой Георгий олицетворяет земли грузинских царей.
Да и простые жители Российского государства, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». В «Записках о Московии» австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, приезжавшего в Москву в 1517 и 1526 годах, читаем: «На передней стороне государственной печати было изображение нагого человека, сидящего на коне без седла и поражающего копьем дракона, на задней же стороне был виден двуглавый орел, обе главы которые были в венцах». Таким образом, всадник, колющий копьем дракона, за рубежом ассоциировался не с городом Москвой, а с Московским государством и трактовался как его отличительный знак.
«Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке. В бумагах великого реформатора хранится описание личного штандарта и русских морских флагов с пометкой относительно государственного герба: «Сие имеет начало свое оттуда, когда Владимир монарх расписки свою империю разделил 12 сынам своим, из которых владимирские князья возымели себе сей герб святого Егория, но потом царь Иван Васильевич, когда монархию от деда его собранную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». Несмотря на явную неточность сведений, используемых в этой записи, в ней проводится мысль об исконности существования русской эмблемы — всадника, поражающего копьем дракона. Всадник здесь назван святым Георгием.
Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже — губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.

В 1729 — 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы — исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе. Цвета государственного герба и фигур, составляющих его, разрабатывались в созданной еще Петром I Герольдмейстерской конторе, куда «особливо для составления гербов» пригласили специалиста — пьемонтского дворянина Франциска Санти. Не без его участия святой Георгий стал изображаться «на коне белом, епанча и копие желтые (золотые), венец (корона) желтой же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное». Изменение государственного герба, его атрибутики, цветов, положения фигур в щите отныне влекло за собой изменение художественного облика московского герба.

 

 

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен.
В 1857 году при Департаменте Герольдии Правительствующего Сената открылось специальное отделение по изготовлению гербов — Гербовое отделение. Управляющим назначили барона Б.В.Кене, по предложению которого была изменена художественная форма многих существовавших до этого в России гербов, «согласно с требованиями геральдики». Кене отличился при создании нового государственного герба Российской империи, государственной печати, личных гербов императора и членов императорского Дома Романовых. Гербы были одобрены монархом и 11 апреля 1857 года их описания опубликованы. Всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так: «На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем». Изменение цвета плаща всадника на лазоревый (т.е. синий) было, возможно, следствием желания герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России — белый, синий, красный (конь белый, плащ синий, щит красный). Но особенно непривычным был вид самого всадника — в западноевропейском шлеме, повернутого влево от зрителя, нисколько не напоминающего русского святого воина.

Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее — 16 марта 1883 года. Гербовый щит венчает императорская корона, за щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою. По предложению Кене, герб Москвы с этого времени помещался в вольной части щита всех городских гербов Московской губернии. (Вольная часть — верхний угол гербового щита). Как официальный знак города Москвы в подобном виде он просуществовал до 1917 года.
В советское время Москва стала первым городом, получившим герб, составленный по законам революционной, или как часто ее называют, пролетарской символики. Герб Москвы (и Московской губернии) утвердил 22 сентября 1924 года Президиум Московского совета. Его цвета нигде не приведены, но отличительный знак столицы вобрал в себя множество символов:

  • В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
  • Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.
  • Серп и Молот — эмблема рабоче-крестьянского правительства.
  • Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья — сельское хозяйство.
  • Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня — символ металлообрабатывающего производства, справа челнок — текстильного производства.
  • Внизу под надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположен электромотор «динамо»— эмблема электрификации.

Композиционная сложность, отсутствие стилизации и других черт герба, делающих его запоминаемым, определили недолгий срок этого первого и единственного в то время городского символа. И хотя предполагалось, что он послужит примером для других городов, где должны были «создать свои пролетарские гербы, в которых будут отражены те или иные местные особенности», надежды эти не оправдались. Вновь созданный герб Москвы не привился, хотя использовался, как и прежние городские гербы, в качестве архитектурного украшения при градостроительстве. Например, его можно видеть в решетке, обрамляющей Большой Каменный мост на Москве-реке.

23 ноября 1993 года нормативным актом «О восстановлении исторического герба города Москвы», был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году. В положении о гербе сказано: «На темно-красном щите развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия». Московская городская дума утвердила московский герб 1 февраля 1995 года.

 

Литература:
Соболева, Н.А. История московского герба. — М., 1997.
Рево, О.А. Из истории герба Москвы // Наука и жизнь. — 1997. — № 7.








 
     

 

на главную

Версия для печати