Реформы 1860-70-х годов, их экономические и социальные последствия.

  Урок №2 Земская реформа, суть, последствия  
 

Перед правительством встала сложная задача создать учреждения, которые взяли бы на себя заботу о бытовом и культурном уровне нового и самого многочисленного сословия свободных сельских обывателей. Это цели и отвечала земские учреждения, созданные в 1864 году.
Разработка законодательства о земских учреждениях велась под руководством Н.А.Милютина, положившего в основание реформы принципы бессословности, выборности и независимости будущих крестьянских учреждений от центральной и губернской власти в решении местных вопросов с 1859 года. Но после отставки Милютина в 1861 году всю подготовительную работу проводил более консервативный П.А.Валуев. Земская реформа 1864 года создала систему местного самоуправления в 34 из 50 губерний Европейской России. Реформа предполагала разделить население уезда на 3 курии (группы) согласно их имущественному положению, и каждая курия выбирала одинаковое количество гласных (депутатов) в уездное земское собрание (распорядительный орган), которое выбирало земскую управу (исполнительный орган). На заседаниях уездных собраний избирались из числа гласных губернские земские собрания. Губернское земское собрание, где председательствовал губернский предводитель дворянства, избирало губернскую земскую управу из председателя, утверждавшегося министром внутренних дел, и шести членов.
В компетенцию земств входило развитие местного здравоохранения, образования, инфраструктуры, забота об экологии, общественном призрении и страховании, местной промышленности и тюрьмах. Средства предоставлялись государством, но их не хватало, поэтому земства собирали средства с богатых землевладельцев данного района.
Итак, земства, где пришлось работать над решением местных проблем вчерашним крепостным вместе с их вчерашними хозяевами, с одной стороны, обладали определенной долей независимости, самостоятельности, но с другой, находились под неусыпным контролем государства.

Вадуев Петр Александрович родился 22 сентября 1815 г., с.Царицыно, близ Москвы.
Умер 27 января 1890 г., С.-Петербург. Государственный деятель, писатель.


ТЕСТ

А) выборный характер земств;
Б) земства избирались на основе имущественного ценза;
В)губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;
Г)в ряде губерний земства решено было не создавать;
Д)земства занимались строительством и поддержанием в порядке больниц, дорог, тюрем, школ;
Е)во главе всех губернских земств стояло центральное земство;
Ж)земства были созданы в ходе реформы местного управления и должны были впоследствии заменить как местные, так и центральные органы управления;
Ответ: А; Б; Г; Д;


Приложение ко 2-ой части
Н.А.Милютин

Милютин Николай Алексеевич - знаменитый государственный деятель. Родился 6 июня 1818 г.; получил образование в благородном пансионе при Московском университете. В 1835 г. поступил на службу в министерство внутренних дел, где, благодаря исключительно-даровитой натуре и устойчивым семейным влияниям, сумел усвоить себе только хорошую сторону суровой бюрократической школы. Он сам рассказывал о благотворном влиянии на него родителей (ср. ст. Ф. Тимирязева в "Русском Архиве", 1872); несомненно, сильное влияние имел на него и дядя, граф П.Д. Киселев, с которым он был потом очень близок. Когда ему было всего 22 года, министр граф А.Г. Строганов обратил внимание на записку его о голоде и поручил ему составить записку по поводу первых предположений о железных дорогах в России. В 1842 г. ему поручено было городское отделение хозяйственного департамента. Он составил городовое положение, введенное сначала в Петербурге, потом в Москве и в Одессе и заключавшее в себе зачатки самоуправления. В 1852 - 54 годы Милютин принимал самое деятельное участие в заседаниях отделения статистики и совета русского географического общества. Вообще о собрании и обработке статистических сведений о России Милютин всегда заботился много, и как директор хозяйственного департамента министерства внутренних дел, и при занятиях по крестьянскому делу. Под непосредственным его руководством составлены первые 2 тома издания: "Городские поселения в России" и сведения о хозяйстве городов с 1838 по 1858 г., под заглавием: "Общественное устройство и хозяйство городов". В 1850 г. составлен был в хозяйственном департаменте обширный свод материалов по "Правительственной статистике России", извлечение из которого, написанное Милютиным, под заглавием "Число городских и земледельческих поселений в России", напечатано в "Сборнике статистических сведений о России" (1851, кн. 1). Сознавая необходимость всесторонних и точных статистических исследований о населении каждой губернии, он составил с этой целью подробную инструкцию статистическим экспедициям, отправленным в губернии от министерства внутренних дел (напечатано в "Вестнике Географического Общества"). Другие статистические работы Милютина: "Очерк нижегородской ярмарки" (1858), "Банковые долги и положение губерний в 1856 г." (1859); "Сведения о приказах общественного призрения" (1860). По его же указанию предпринято было исследование ярмарочной торговли на Юге, возложенное на И.С. Аксакова. В связи с делом об освобождении крестьян по инициативе Милютина собраны были и изданы "Сведения о ценах на земли, проданные с публичных торгов с 1 января 1854 г. по 1 января 1859 г." (Санкт-Петербург, 1859) и "Сведения о ценах на пустопорожние земли в вольной продаже с 1856 по 1858 годы" (Санкт-Петербург, 1860). Под его руководством совершен обширный труд, обнимающий статистику, политические учреждения и финансы: "Исследования в Царстве Польском" (1863 - 64). В 1856 г. Милютин принимал ближайшее участие в занятиях особого комитета для обсуждения ходатайств, поступивших из многих губерний об оказании разных льгот и облигаций по случаю восточной войны и неурожаев. В это же время начинается его участие в деле крестьянской реформы. Поборник широкого самоуправления и самостоятельности крестьянской общины, Милютин имел много противников, опасавшихся проведения именно этих начал в дело реформы; человеком опасным он был представлен и государю. Он имел сильную поддержку в великой княгине Елене Павловне, в кружке молодых сановников, приближавшихся уже к первым ступеням иерархической лестницы, особенно в Ланском , который ручался за него государю, как "за самого себя". Назначенный в 1859 г. товарищем министра внутренних дел, Милютин сделался руководителем всех работ по крестьянскому вопросу; он непрестанно боролся против тех притязаний, которые были выражены в мнениях большинства губернских комитетов по крестьянскому делу. Проводить в жизнь великую реформу Милютину, однако, не было дано. Спустя 5 недель после манифеста 19 февраля оставил свой пост граф С.С. Ланской; с ним вместе ушел и Милютин, назначенный сенатором. Около двух лет провел он не у дел, большей частью за границей, пока о нем не напомнило польское восстание 1863 г. На аудиенции у государя 31 августа 1863 года он имел возможность изложить свою мысль об умиротворении Польши путем крестьянской реформы. Вскоре после этого, в качестве статс-секретаря Его Императорского Величества для особых Высочайше возложенных поручений, он выехал в Царство Польское с целью ознакомления на месте с положением дел; он взял с собой Юрия Самарина и князя Черкасского , и они с увлечением приступили к изучению крестьянского вопроса в Польше, для Милютина представлявшему громадные трудности, так как он не был знаком с польским языком. Тем не менее, он успел достаточно ознакомиться с общим положением дел в Варшаве и проверить свои заключения личными наблюдениями. Он представил Государю подробную записку о польских делах: все его планы были одобрены. Исходной точкой польских реформ должно было послужить, по мысли Милютина, новое крестьянское положение, которым он и занялся прежде всего: теперь он не был стеснен необходимостью уступок и мог тверже обеспечить улучшение быта крестьян. 19 февраля 1864 г. состоялся высочайший указ об устройстве быта польских крестьян, вместе с указами об устройстве сельских гмин, о ликвидационной комиссии, о порядке введения в действие новых постановлений. Главные черты Положения были: переход в собственность крестьян всей земли, которой они владеют, установление одного лишь поземельного налога, разрешение выкупа сервитутов лишь с согласия крестьян, дозволение перехода крестьянской земли лишь к крестьянам. Весь состав администрации был постепенно изменен. Во главе ведомства внутренних дел Милютин поставил князя В.А. Черкасского, во главе собственно-крестьянского дела - Я.А. Соловьева, сам Милютин, назначенный статс-секретарем по делам Польши, оставался в Петербурге главным руководителем всего дела, нередко отправляясь и в Варшаву. По его инициативе предпринят был подробный пересмотр учебного устава 1862 г. и всех циркуляров Велёпольского, стали выдаваться пособия для русских униатских училищ, подготовлялась судебная реформа. Призванные и 150 комиссаров получали от него самые точные инструкции; он даже читал им нечто в роде публичных курсов. В делах церковных он был безусловным противником соглашения с Римом; не только секуляризация монастырей с сокращением числа монахов, не только отмена патроната крупных собственников над церквами явились результатом его воззрений, но он старался также ограничить власть епископов над ксендзами. В декабре 1866 г. у государственного канцлера происходило заседание по вопросу о конкордате с Римом. После нескольких часов горячего обсуждения этого вопроса, которым Милютин занимался долго, не зная покоя и отдыха, решено было упразднить конкордат с папским престолом. По возвращении из этого заседания Милютин был поражен нервным ударом и должен был отказаться от государственной деятельности. Три года прожил он после этого за границей и два года в Москве, окруженный попечениями близких и общественным уважением. 26 января 1872 г. он скончался. Как весть о болезни его в 1866 г., так и весть о смерти его в 1872 г. произвели сильное впечатление в русском обществе. "Честный кузнец-гражданин", как назвал его Некрасов , неразрывно связал, свое имя с великим делом крестьянской реформы, с началом русского городского и земского самоуправления и с коренным преобразованием всего строя жизни в Царстве Польском. В течение полутора десятка лет он был главой и душой тесного кружка верных слуг дела освобождения; все козни противников благого дела обрушивались преимущественно на его голову. Нужна была его железная воля, горячая преданность делу, неподкупная честность, его ум, ясный и живой, чтобы выдержать такую борьбу и не пасть под напором враждебных сил. Как человек, он привязывал к себе всех близко его знавших своей искренностью и сердечной добротой; редкий государственный человек имел столько преданных почитателей и друзей. Когда все жаловались на бедность сил, ему стоило лишь кликнуть клич - и вокруг него собирались десятки сотрудников. Речь его была необыкновенно увлекательна и электризовала слушателей. Он обладал редким уменьем сразу схватить суть дела, понять его практическую обстановку в данную минуту и вести его посреди самых затруднительных обстоятельств. - Ср. "Н.А. Милютин. Некрологи" (Москва, 1873); Anatole Leroy-Beaulieu "Un homme d'etat russe" (П., 1884); "Н.А. Милютин" ("Русская Старина", 1880, 1); П. Щербальский "Н.А. Милютин и крестьянская реформа в Польше" ("Русский Вестник", 1882, 10 - 12; отд., Москва, 1883); "Главные деятели освобождения крестьян" (под ред. С.А. Венгерова, Санкт-Петербург, 1903); Кизеветтер, в сборнике "Освобождение крестьян. Деятели реформы" (Москва, 1911).

П.А.Валуев

Валуев, Петр Александрович, граф - русский государственный деятель (1814 - 90). Выдержав экзамен (при Московском университете), служил в канцелярии московского военного генерал-губернатора, во 2-м отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии; в 1845 г. назначен чиновником особых поручений при рижском военном генерал-губернаторе Головине . Благодаря связям, между прочим, через жену (он был женат на княжне Вяземской, дочери известного поэта), трудолюбию, знанию иностранных языков, умению говорить и писать официальные бумаги, но всего более благодаря искусному лавированию между противоположными течениями, он сделал блестящую карьеру. В 1853 г. он был назначен курляндским губернатором. В 1855 г. Валуев написал записку: "Дума русского" (напечатана в 1891 г. в "Русской Старине", № 5) и разослал ее в рукописи великому князю Константину Николаевичу и другим высокопоставленным лицам, считавшимся сторонниками реформ. В этой записке он доказывал, что у нас "сверху блеск, снизу гниль; в творениях нашего официального многословия нет места для истины; самый закон заклеймен неискренностью... Везде пренебрежение и нелюбовь к мысли, движущейся без особого на то приказания; везде опека над малолетними; везде противоположение правительства народу, казенного частному, вместо ознаменования их естественных и неразрывных связей. Пренебрежение к каждому из нас в особенности, и к человеческой личности вообще водворилось в законах...". Все наши ведомства "обнаруживают беспредельное равнодушие ко всему, что думает, чувствует или знает Россия...". "Управление доведено, по каждой отдельной части, до высшей степени централизации; но взаимные связи этих частей малочисленны и шатки. Масса дел, ныне восходящих до главных начальств, превосходит их силы. Они по необходимости должны предоставлять значительную часть этих дел на произвол своих канцелярий. Таким образом судьба представлений губернских начальников и генерал-губернаторов весьма нередко зависит не от господ министров, но от столоначальников того или другого министерства". Записка обратила на себя внимание; великий князь Константин Николаевич официальным приказом по морскому министерству рекомендовал эту "весьма замечательную записку", и, приведя из нее несколько крупных выдержек, предписывал "сообщить эти правдивые слова тем лицам и местам морского ведомства, от которых в начале будущего года мы ожидаем отчетов за нынешний год". В 1858 г. Валуев был назначен директором 2-го департамента министерства государственных имуществ, а затем и статс-секретарем. Не теряя симпатий либеральной партии, он сумел понравиться и своему ближайшему начальнику, реакционеру и крепостнику Муравьеву. Муравьев нередко возлагал на Валуева составление возражений на проекты, вырабатывавшиеся редакционными комиссиями; Валуев по собственному выражению был "пером оппозиции" - то есть оппозиции делу освобождения крестьян. 7 января 1861 г. Валуев был назначен управляющим делами комитета министров, а 23 апреля того же года поставлен во главе министерства внутренних дел вместо Ланского , проведшего крестьянскую реформу и свергнутого интригой крепостников, с Муравьевым во главе. Но положение Муравьева около этого времени было сильно поколеблено, и Валуев быстро изменил ему. В 1863 г. Валуев написал и подал Александру II записку, в которой для предупреждения брожения внутри России и для предотвращения возможного вмешательства европейских держав на защиту Польши рекомендовал произвести реформу в высшем государственном управлении, но такую, которая оставила бы незатронутыми прерогативы верховной власти. Он рекомендовал представителей населения, избранных земскими собраниями по 2 - 4 на губернию, а также городскими думами более крупных городов, приглашать в Государственный совет, но не постоянно, а при обсуждении некоторых определенных дел. Это был проект соединения бюрократической конституции с самодержавием. Записка не имела никаких последствий. В бытность Валуева министром внутренних дел проведены две важные реформы: земская 1864 г. и цензурная 1865 г. Обе реформы имели половинчатый характер, и все-таки тотчас же после их проведения сам Валуев начал борьбу как с земством, отстаивая прерогативы администрации, так и с печатью. Уже с 1866 г. начали появляться новеллы к цензурному уставу, которыми печать стеснялась все более и более; новые журналы и газеты разрешались Валуевым с крайним трудом, а из ранее существовавших даже органы Каткова и Аксакова, не говоря уже о либеральных, подвергались предостережениям и запрещениям. В сочетании свободы с порядком, как его понимал Валуев, первая должна была постоянно уступать второму. 9 марта 1868 г. он был уволен от должности министра внутренних дел. Ближайшим поводом к тому было непринятие мер для борьбы с голодом. Оставаясь членом Государственного совета, Валуев, однако, еще был на виду. В 1872 г. был назначен министром государственных имуществ. В этой должности Валуев возбудил вопрос о положении сельского хозяйства в России и стал во главе так называемой валуевской комиссии, имевшей целью его изучение. Комиссия издала несколько томов трудов, но практических результатов не имела. Во время управления Валуева министерством в широких размерах шла раздача даром или за ничтожную цену казенных (башкирских) земель в Уфимской губернии. В 1877 г. Валуев был назначен председателем комитета министров и одновременно главноуправляющим канцелярии Его Величества по принятию прошений. В 1879 г. Валуев вновь подал Александру II свой конституционный проект 1863 г., но и на этот раз без положительных результатов. 19 февраля 1880 г. Валуев пожалован графским достоинством. До этих пор Валуев в качестве председателя комитета министров пользовался значительным влиянием, но возвышение графа Лорис-Меликова, его решительного противника, положило конец этому влиянию. К тому же ревизия сенатора М.Е. Ковалевского обнаружила злоупотребления при раздаче башкирских земель Уфимской губернии; сам Валуев остался не заподозренным в корыстных целях, но как министр он был ответствен за действия своих подчиненных. 4 октября 1881 г. Валуев получил отставку от должности председателя комитета министров, но сохранил звание члена Государственного совета. Этим государственная деятельность Валуева окончилась. Получив неожиданный досуг, Валуев занялся литературной деятельностью, которой не был чужд и раньше. В 1858 г. он напечатал в официозном заграничном органе русского правительства "Nord": "Lettres sur l'affranchissement des paysans dans les provinces Baltiques" (эти письма переведены в "Русском Вестнике", 1858, № 1 и 2
Наиболее важное из литературных произведений Валуева - его дневник, который он вел с очень раннего времени почти до смерти. Напечатана в "Русской Старине" 1891 г. часть дневника, относящаяся к 1847 - 60 гг., в "Вестнике Европы" 1907 г. - к 1880 г., в сборнике "О минувшем" (СПб., 1908) - к 1881 - 84 гг. Дневник очень ценен как исторический материал. Валуев обнаруживает здесь критический ум, строго осуждает деятельность правительства за очень и очень многое, и притом как раз за то, в чем он сам был повинен в весьма сильной степени - за стеснения мысли, бюрократизм, излишнюю централизацию и т. п. В 1879 г., т. е. когда он сам был председателем комитета министров, Валуев писал в своем дневнике: "Не вижу правительственного сознания, хотя и вижу правительствование. Мне кажется, что все-таки по частям все крушится и рушится, и я бессилен крушению и обрушению ставить преграды. Все одно и то же чувство: вижу, чего другие как будто не видят". В 1881 г. он писал: "Жалки наши государственные фарисеи, даже наиболее умные, как Абаза и Сольский". "Чувствуется, что почва зыблется, зданию угрожает падение, но обыватели как будто не замечают этого, - а хозяева смутно чуют недоброе, но скрывают внутреннюю тревогу". В карикатурном виде Валуев изображен в сатире Алексея Толстого, "Сон чиновника Попова". - См. П. Щеголев "Из конституционных веяний 1879 - 1881 гг." ("Былое", 1906, № 12); "Граф Валуев о положении России в 1882 г." ("Минувшие Годы", 1908, № 10). О графе Валуеве как религиозном писателе см. особый этюд в книге: Священник Н.Р. Антонов "Русские светские богословы и их религиозно-общественное миросозерцание" (Т. I, СПб., 1912). В. Водовозов


ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1 января 1864 г.


Ознаменовало осуществление земской реформы - введение выборного местного самоуправления. Реформа явилась частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права в 1861 г. По оценкам современников и историков, реформа имела ограниченный характер.
Публикуется с сокращениями

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.
7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное признается не действительным.
9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам... Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания может остановить постановление, противное законам или государственным пользам; сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время.
13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.
14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.
23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса: а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;
б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;
в) назначенные ... поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли или имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;
г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;
д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462- 465 ст. Свода законов. <...>
28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;
в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже 500 рублей;
г) назначенные ... поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи. (...)
30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя. (...)
43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства. (...)
48. Избранный земским собранием председатель уездной управы ... утверждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии. (...)
50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.
51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года. (...)
53. В губернском земском собрании в тех случаях, когда государю императору не угодно будет назначать для председательствования в оном особое лицо, председательствует губернский предводитель дворянства. (...)
56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды... Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел.
В случав отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждением министра внутренних дел.

 
     

 

на главную

Версия для печати