Княгиня Ольга (? — 969 год)

Древняя Русь — время полулегендарное. Очень мало известно нам об этом периоде нашей истории. Тем более ценны те отрывочные сведения, которые дошли до нас: они позволяют хотя бы частично восстановить прошлое, составить представление о нравах, обычаях и укладе жизни наших предков. Только самые яркие личности остаются в народной памяти, только о них писали летописи. Среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги.
«Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь — Святой, история — Мудрую», — так писал о княгине Ольге русский историк Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского». Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много уделено в древних летописях?

О происхождении Ольги известно немного. В летописи под 903 годом записано: «Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольга». Возможно, Ольга родилась в Пскове. Некоторые историки считают, что она происходила из древнего новгородского рода Гостомысла, другие называют ее дочерью князя Олега, третьи — простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря необыкновенной красотой. Есть и такие, кто считает, что Ольга родилась в семье варяга, о чем говорит ее варяжское имя Ольга (Хельга). Но как бы там ни было, Ольга стала достойной женой князя киевского. Она владела землями и городами, была наделена определенной политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа.
В 945 году князь Игорь отправился собирать дань с древлян. Он решил собрать дань дважды, что вызвало у жителей земли древлянской возмущение. «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит», — сказали древляне, и убили князя Игоря. Похоронив его в древлянской земле, они отправили послов к княгине Ольге. Нужно отметить, что по обычаям того времени, победившие завладевали и супругой побежденного.
Ольга решила отомстить древлянам за смерть мужа. Народное предание, занесенное в летопись, так говорит о ее мести. Убив Игоря, древляне стали думать: «Вот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим». Древляне послали двадцать лучших мужей своих к Ольге в ладье. Узнав, что пришли древляне, Ольга позвала их к себе и спросила, зачем они пришли? Послы отвечали: «Послала нас Древлянская земля сказать тебе: мужа твоего мы убили, потому что он грабил нас, как волк, а наши князья добры, спасли Древлянскую землю, чтобы тебе пойти замуж за нашего князя Мала?» Ольга сказала им на это: «Люба мне ваша речь; ведь, в самом деле, мне мужа своего не воскресить! Но мне хочется почтить вас завтра пред своими людьми; теперь вы ступайте назад в свою ладью; а как завтра утром я пришлю за вами, то вы скажете посланным: не едем на конях, не идем пешком, а несите нас в ладье! Они вас и понесут». Когда древляне ушли, Ольга велела на теремном дворе выкопать большую, глубокую яму и на другое утро послала за гостями, велев сказать им: «Ольга зовет вас на великую честь». Древляне отвечали, как учили их Ольга: «Не едем ни на конях, ни на возах и пешком не идем, несите нас в ладье!». Когда принесли их на теремной двор, то бросили в яму как есть в ладье. Княгиня велела засыпать их живыми. После этого Ольга послала сказать древлянам: «Если вы в самом деле меня просите к себе, то пришлите лучших мужей, чтоб мне придти к вам с великою честью, а то, пожалуй, киевляне меня и не пустят». Древляне выбрали лучших мужей и послали в Киев. По приезде новых послов Ольга велела натопить баню, и когда древляне вошли туда и начали мыться, то двери за ними заперли и баню подожгли: послы сгорели. Тогда Ольга послала сказать древлянам: «Я уже на дороге к вам, наварите медов в городе, где убили мужа моего, я поплачу над его могилою и отпраздную тризну». Древляне послушались. Ольга с небольшою дружиною пришла к Игоревой могиле, поплакала над нею и велела своим людям насыпать высокий курган, а когда насыпали, то велела праздновать тризну. Древляне сели праздновать, а когда они опьянели, Ольга велела своей дружине перебить древлян. Потом Ольга возвратилась в Киев и начала собирать войско против древлян.


На следующий год Ольга отправилась в поход с большим войском, взяв с собой сына Святослава. Древляне были побеждены, бежали и затворились по городам. Ольга с сыном пошла на город Искоростень, потому что здесь убили ее мужа. Целое лето простояла Ольга под городом и не могла взять его. Тогда она решила применить хитрость. Она послала в город послов со словами: «Из-за чего вы сидите? Все ваши города сдались мне, взялись платить дань и спокойно теперь обрабатывают свои поля, а вы одни хотите лучше помереть голодом, чем согласиться на дань». Древляне отвечали: «Мы рады были б платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа?». Ольга велела им сказать на это: «Я уже отомстила за мужа, а теперь хочу дань брать и, помирившись с вами, пойду прочь». Древляне спросили: «Чего же ты хочешь с нас?». Ольга отвечала: «Теперь у вас нет ни меду, ни мехов и потому требую от вас немного: дайте мне от двора по три голубя, да по три воробья; я не хочу накладывать на вас тяжкой дани, как делал мой муж, а прошу с вас мало, потому что вы изнемогли в осаде». Древляне обрадовались, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали их к Ольге с поклоном. Ольга раздала своим воинам птиц и велела ночью, завернув в маленькие тряпочки серу с огнем, привязать к каждой птице и пустить их на волю. Птицы, получив свободу, полетели в свои гнезда и подожгли город. Жители, испуганные пожаром, побежали из города и были перехватаны воинами Ольги. Город был взят и выжжен. Городских старейшин Ольга взяла себе, часть жителей отдала в рабы дружине, остальных оставила в городе, заставив платить тяжелую дань
.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась укреплением княжеской власти. Она оправилась в путешествие по землям, назначая «уставы» и «уроки» (повинности населения) и устанавливая погосты (опорные пункты управления), которые стали небольшими центрами ее власти. Не один год объезжала княгиня свои земли и, благодаря этой деятельности, традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских тиунов (управителей). Племенная власть слабела, княжеская власть укреплялась, что стало важным шагом на пути становления государства. Летописец писал: «И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви…».
Следующим шагом мудрой правительницы стал выход на международную арену. Годы ее правления не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было в это время военных побед, не присоединялись новые территории. Княгиня Ольга повышала престиж Руси умело дипломатией. Посетив Византию, она была принята императором с большими почестями, были подтверждены мирные договора между двумя державами. При Ольге Русь стала известна в самых отдаленных странах Европы.

Ольга стала первой русской княгиней, принявшей христианство. Ее крещение приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Она получила благословение от патриарха, а византийский император Константин стал ее крестным отцом. В крещении она была названа Еленой, но ее крещение не повлекло за собой крещения Руси. Даже сына своего Святослава Ольга не смогла отвергнуть от язычества.
Вскоре Ольга отошла от государственных дел и занималась только пропагандой христианства. Она построила несколько церквей. Умерла княгиня Ольга в 969 году и была похоронена по христианскому обычаю. Н.М.Карамзин, основываясь на летописях, писал: «Народ вместе с детьми и внуками оплакивал ее кончину. Она мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами».
Княгиня Ольга была канонизирована Русской православной церковью.

 

Литература:
• История России и ее ближайших соседей: энциклопедия для детей. — М., 1995
• Подскребышев, В.А. Удивительная история России в лицах правителей. —
Тамбов, 2001
• Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах. — СПб., 2001.