Тема 6. Размножение и развитие организмов.


Содержание темы

Урок 1.Деление клетки. Митоз
Урок 2. Бесполое и половое размножение
Урок 3. Мейоз
Урок 4. Образование половых клеток и оплодотворение.

Урок 1. Деление клетки. Митоз

Основные термины и понятия

Амитоз
Анафаза
Бесполое размножение
Вегетативное размножение
Гамета
Гаметогенез
Гермафродитизм
Деление клетки
Зигота
Интерфаза
Коньюгация хромосом
Кроссинговер
Метафаза
Мейоз
Овогенез
Овоцит
Оплодотворение
Партеногенез
Половое размножение
Половой диморфизм*
Почкование
Семенник
Сперматозоид
Сперматоцит
Спора
Телофаза
Яичник


6. 1. 1 Период жизни клетки от деления до деления называется:

1) интерфаза;
2) митоз;
3) мейоз;
4) клеточный цикл.

6.1. 2 Собственно митозу предшествует :

1) деление ядра;
2) удвоение хромосом;
3) цитокинез;
4) гаметогенез.

6.1. 3. При удвоении 4 хромосом количество хроматид в клетке равно:

1) 6;
2) 8;
3) 12;
4) 16.

6.1.4. Митозом не делятся:


1) клетки кожи человека;
2) гаметы;
3) нервные клетки;
4) дрожжевые клетки.

6.1.5 Результатом митоза не является:

1) сохранение наследственности в новых клетках;
2) рост организма;
3) генетическое разнообразие популяций;
4) заживление ран.

6.1.6. Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:

1) 23;
2) 46;
3) 92;
4) 44.

6.1.7. Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла :

События
Фазы митоза
1. Синтез белков и удвоение хромосом. А. Профаза
2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления. Б. Метафаза
3. Образование новых ядер. В. Анафаза
4. Расхождение хромосом к полюсам.
Г. Телофаза
5. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны. Д. Интерфаза

6.1.8. Сколько хромосом будет содержаться в клетках крыльев четвертого поколения мухи- дрозофилы, если у самца в этих клетках 8 хромосом.

1) 4;
2) 16;
3) 8;
4) 56.

6.1.9. Пара гомологичных хромосом в метафазе митоза содержит ДНК в количестве:


1) две молекулы;
2) четыре молекулы;
4) восемь молекул;
4) одну молекулу.

6.1.10. Наиболее длительной является :

1) профаза;
2) метафаза;
3) анафаза.
4) интерфаза;


6.1.11 В результате митоза образуется ядро:

1) зиготы домовой мухи;
2) яйцеклетки коровы;
3) сперматозоида окуня;
4) клетки стебля гороха.

6.1.12.Цитокинез - это:

1) расхождение хромосом;
2) деление цитоплазмы;
3) образование веретена деления.
4) удвоение хромосом.

Урок 2. Бесполое и половое размножение.


6.2.1. В бесполом размножении организма участвуют:

1) споры;
2) сперматозоиды;
3) яйцеклетки;
4) пыльца.


6.2.2. Бесполым путем может размножаться:

1) малина;
2) майский жук;
3) акула;
4) дождевой червь.

6.2. 3. Половое размножение эволюционно более прогрессивно потому, что:


1) оно обеспечивает большую численность потомства, чем бесполое;
2) сохраняет генетическую стабильность вида;
3) обеспечивает большее разнообразие генотипов;
4) сдерживает чрезмерную плодовитость вида.

6.2.4. Выберите правильные утверждения:

1) В половом размножении участвуют гаплоидные гаметы.
2) В зиготе в четыре раза больше хромосом, чем в гамете.
3) Гаметы у высших животных образуются в половых железах.
4) Из неоплодотворенной яйцеклетки не может развиться новый организм.
5) У пчел из партеногенетических яиц развиваются трутни.


6.2.5. Если диплоидный набор хромосом клеток шимпанзе равен 48, то сколько хромосом содержит:
А. Яйцеклетка___ Б. Сперматозоид ____В. Зигота_____Г. Нейрон________

6.2.6. Способность к бесполому размножению сохранили:

1) земноводные;
2) кишечнополостные;
3) насекомые;
4) ракообразные.

6.2. 7 К споровым растениям относятся:

1) мхи и папоротники.
2) водоросли.
3) голосеменные.
4) покрытосеменные.

6.2.8. бесполое размножение мхов и папоротников осуществляется:

1) гаметами;
2) антеридиями и архегониями;
3) спорами.
4) частями листьев (вайями).

6.2.9. Если диплоидный набор хромосом пчел равен 32, то 16 хромосом будет содержаться в соматических клетках:

1) трутня.
2) матки.
3) рабочей пчелы.
4) любой из названных особей.


6.2.10. Заслуга Б.Л. Астаурова заключается в:

1) открытии нового метода получения самок тутового шелкопряда;
2) открытии явления партеногенеза;
3) развитии селекции растений;
4) открытии явлений наследственности.


Урок 3. Мейоз.

6.3.1. Из перечисленных ниже событий выберите те, которые относятся к бесполому размножению.

1) Мейоз;
2) Митоз;
3). Партеногенез.
4) Почкование
5) Образование спор
6) Оплодотворение

6.3. 2. В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:

1) удваивается;
2) остается прежним;
3) уменьшается вдвое;
4) утраивается.

6. 3.3 Первое деление мейоза заканчивается образованием:

1) гамет;
2) гаплоидных ядер;
3) диплоидных клеток;
4) клеток разной плоидности.

6.3. 4. В гаплоидных клетках человека 23 хромосомы. Сколько хромосом содержится в :

1) сперматозоидах человека___
2) неоплодотвореной яйцеклетке._____
3) соматических клетках после митоза___
4) оплодотворенной яйцеклетке._____


6.3.5 Смысл коньюгации и кроссинговера в мейозе заключается в:

1) узнавании гомологичных хромосом друг друга;
2) обмене участками и генами;
3) независимом расхождении хромосом;
4) сближении хромосом для совместного попадания в гамету.

6.3.6. Закончите фразы:

1) Мейоз - это процесс образования _________ клеток. при котором происходит __________ количества хромосом.
2) В мейозе из одной ____ _______клетки образуется ____________гаплоидных.
3) Мейоз состоит из ____________ последовательных делений.
4) Удвоение ДНК происходит перед ___ __________ делением в _____________.
5) При нарушении мейоза в половых клетках может не оказаться ни ____ хромосомы или попасть ______ хромосомы.
6) В обычных случаях в гамете находится только __________ гомологичная хромосома.

6.3.7. В результате мейоза образовались:

1) заросток папоротника;
2) древесина дуба;
3) яйцеклетка зайчихи;
4) эндосперм пшеницы.

6.3.8. Принципиальные различия между половым и бесполым размножением заключаются в том, что половое размножение:

1) происходит только у высших организмов;
2) это приспособление к неблагоприятным условиям среды;
3) обеспечивает комбинативную изменчивость организмов;
4) обеспечивает генетическое постоянство вида.

6.3.9. Выберите 3 признака, характерные для полового размножения:

Признаки
1
Генетическая индивидуальность потомства.
2
Простое деление клеток.
3
Почкованние.
4
Развитие потомков после оплодотворения.
5
Партеногенез.
6
Обеспечивает рост, дробление, регенерацию.

6.3.10. Выберите 3 признака, характерные для мейоза.

Признаки
1
Происходит два деления исходной клетки
2
Протекает в яичниках и семенниках многих животных.
3
Сохраняется материнский хромосомный набор.
4
Происходит кроссинговер
5
Делению подвергаются соматические клетки.
6
Распространен среди простейших, растений, грибов.

6.3.11. Соотнесите особенности спермато- и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.

Процесс
Особенности
  А. Протекает в семенниках
1. сперматогенез Б. Протекает в яичниках
  В. Начинается у эмбриона
  Г. В результате образуется 4 гаметы
2. овогенез
Д. Начинается в подростковом возрасте
  Е. Завершается образованием одной полноценной гаметы.

6.3.12 Распределите события, перечисленные ниже, по их принадлежности к митозу или к мейозу, проставив в таблице соответствующиебуквы.

а) репликация ДНК, б) коньюгация хромосом, в) отсутствие кроссинговера, г) кроссинговер, д) образование диплоидных клеток, е) образование гаплоидных клеток, ж) образование четырех дочерних клеток, з) образование двух дочерних клеток, .

Метоз
Мейоз
,
,
,
,
.
.

 

- у растений ______________________________________________________
- у животных ______________________________________________________

 

Урок 4. Образование половых клеток и оплодотворение.

6.4.1. Из двух диплоидных первичных половых клеток в результате сперматогенеза образуется:

1) восемь;
2) две;
3) шесть;
4) четыре.

6.4.2. Отличие овогенеза от сперматогенеза заключается в том, что:

1) в овогенезе образуются 4 равноценные клетки;
2) яйцеклетки содержат больше хромосом, чем сперматозоиды;
3) в овогенезе образуется одна полноценная яйцеклетка, а в сперматогенезе - 4 сперматозоида;
3) овогенез проходит с одним делением первичной половой клетки, а сперматогенез с двумя.


6.4. 3. Различия в размерах яйцеклеток птиц и человека объясняются:


1) сроками перехода эмбриона к самостоятельному питанию;.
2) размерами взрослого организма;
3) степенью защищенности эмбриона;
4) сроками и способом использования запасов питательных веществ яйца.

6.4. 4. Какие процессы протекают в яйцеклетках активнее, чем в сперматозоидах?

1) биосинтез белка;
2) накопление запасных веществ;
3) синтез жиров и углеводов;
4) Все указанные процессы.


6.4. 5. У цветкового растения триплоидный набор хромосом содержится в:

1) генеративной клетке;
2) эндосперме
3) вегетативной клетке;
4) зиготе.


6.4.6. Выберите правильные утверждения.

1) Количество гамет образующихся у женщин и мужчин одинаково.
2) При овогенезе образуется только одна зрелая яйцеклетка.
3) Сперматозоиды мельче яйцеклеток и подвижны.
4) В сперматозоидах активно идут процессы синтеза белков и других органических веществ..
5) Размеры яйцеклетки у представителей разных классов очень близки.
6) Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится митозом.
7) Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится мейозом.

6.4.7. Каким набором хромосом обладает зародыш семени однодольного растения?

1) Диплоидным.
2) Гаплоидным.
3) Триплоидным.
4) Полиплоидным.

6.4.8 Больше всего половых клеток образуется у:


1) аллигатора;
2) трески
3) воробья;
д) медведя.

6.4.9. В результате оплодотворения образуется ядро:

1) яйцеклетки африканской слонихи;
2) лейкоцита крота;
3) зиготы курицы;
4) устьичной клетки дуба.

6.4.10. Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл:

1) А Н. И. Вавилов.
2) И. В. Мичурин.
3) С.Г. Навашин
4) Т.Д. Лысенко.


6.4.11. Соотнесите клетки и процессы с ними связанные, проставив рядом с цифрами соответствующие буквы.

Клетки
Процессы
1 Зигота. А) Образуются в результате мейоза
2. Гаметы Б) Результат оплодотворения
  В) Подвергается дроблению
3. Соматические клетки Г) Образуются в результате митоза
  Д) Гаплоидные клетки
  Е) Диплоидные клетки

 

6.4.12. Какие процессы матричного синтеза происходят в интерфазе ?

_____________________________________________________________

6.4.13. Какова средняя продолжительность интерфазы в клетках растений и животных?
_____________________________________________________________


6.4.14. В чем заключается биологический смысл постоянства количества ДНК в клетке?

______________________________________________________________

Тема 7. Индивидуальное развитие организмов.

Основные термины и понятия

Бластула
Бластомеры
Взаимовлияние частей зародыша
Внутриутробное развитие
Гаструла
Гаструляция
Дифференциация тканей
Дробление
Зародышевого сходства закон
Зигота
Мезодерма
Метаморфоз
Нейрула
Непрямое развитие
Онтогенез
Организатор
Органогенез
Прямое развитие
Эктодерма
Эмбриогенез
Эмбрион
Энтодерма


Содержание темы

Урок1. Зародышевое развитие организма
Урок 2. Организм,как единое целое.


Урок 1. Зародышевое развитие организма


7.1.1. Выберите правильные утверждения.

1. Онтогенез существует как у многоклеточных, так и одноклеточных организмов.
2. Онтогенез амёбы сопровождается ростом, изменением реакций, изменениями в процессе обмена веществ.
3. Онтогенез насекомого начинается с момента образования гамет.
4 Онтогенез - это период развития организма от оплодотворения до рождения.
5. В процессе дробления зиготы образуется бластула - многоклеточный зародыш сферической формы..
6. Онтогенеза нет у трутней пчел


7.1.2. Клетки гаструлы :

1) гаплоидны;
2) диплоидны;
3) тетраплоидны;
4) триплоидны.


7.1.3. Мезодермы нет у зародыша:

1) голубя;
2) собаки;
3) черепахи;
4) медузы.

7.1.4. Из одного зародышевого листка у человека формируются:

1) головной мозг и эпидермис кожи;
2) мышцы и печень;
3) спинной мозг и почки;
4) кости и орган слуха.


7.1.5 Отдельные клетки бластулы:

1) не делятся;
2) не растут;
3) не дышат;
4) не синтезируют белков.

7.1.6. Закладка органов будущего организма начинается на стадии:

1) зиготы;
2) бластулы;
3) нейрулы;
4) гаструлы.

7.1.7. К эмбриогенезу относятся процессы:

1) оплодотворения;
2) гаструляции;
3) метаморфоза;
4) сперматогенеза;
5) дробления;
6) дифференциации тканей.

7.1.8 Энтодермы нет у:

1) гидры;
2) коралла;
3) зародыша карпа;
4) зародыша березы.

7.1.9. . Между двумя первыми понятиями существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных понятий существует такая же связь . Найдите это понятие и подчеркните его.

А. Мейоз : гаметы =дробление :
яйцеклетка, спермий, бластула, кроссинговер.

Б. Зародыш : 2n= эндосперм:
n, 2n, 3n, 4n.....Xn

В. Легкие : энтодерма = хорда:
гаструла, эктодерма, мезодерма, нейрула

Урок 2 Организм, как единое целое.


7.2.1. Насекомые развивающиеся с полным превращением проходят стадии яйца-личинки - куколки - взрослой формы (имаго). Идентичен ли на каждой из стадий развития генетический аппарат насекомого?

А Да
Б. Нет

Кратко аргументируйте ответ_____________________________
______________________________________________________

7.2.2. На генетический аппарат зародыша может повлиять:

1) изменение освещенности;
2) понижение температуры;
3) действие химических веществ;
4) повышение влажности.


7.2.3 Выберите неправильное утверждение:

1) В ядрах всех клеток многоклеточного организма ДНК одинакова.
2) В каждой клетке организма человека содержится одинаковое количество всех органоидов клеток.
3) В каждой клетке в зависимости от ее функций используется только часть генетической информации.
4) Клетки многоклеточного организма связаны друг с другом благодаря гормонам, клеточным мембранам, медиаторам.

7.2.4. Если в плазму крови добавить концетрированный раствор соли, то эритроциты:

1) разбухнут;
2) сморщятся;
3) не изменятся;
4)приобретут серповидную форму.

7.2.5 . Гомеостаз - это :

1) защита организма от антигенов;
2) обмен веществ;
3) относительное постоянство внутренней среды организма;
4)смена биологических ритмов.


7.2.6. В условиях кратковременного недостатка кислорода в мышцах активнее функционируют:

1) рибосомы;
2) митохондрии;
3) лизосомы;
4) клеточный центр

7.2.7 Гаструляция - это:

1) митотическое деление зиготы
2) образование двух- или трехслойного зародыша
3) образование кишечной полости
4) развитие отдельных органов

7.2.8. При понижении количества соляной кислоты в желудке затормозится процесс:

1) выделения инсулина;
2) синтеза гликогена;
3) расщепления белков;
4) выработки желчи


7.2.9. Определяющим фактором в регуляции дыхания у человека является концентрация в крови:

1) углекислого газа в крови;
2) водородных ионов (рН);
3) кислорода;
4) количество гемоглобина.


7.2.10. Бег марафонца сопровождается в первую очередь :

1) усилением синтеза АТФ.
2) активизацией распада АТФ
3) активизацией синтеза белка
4) усиленным синтезом глюкозы.

7.2.11. Соотнесите названия органов с названиями зародышевых листков , из которых они формируются, проставив около цифр соответствующие буквы.

Зародышевые листки
Органы.
1. Эктодерма а) печень
  б) легкие
2. Энтодерма в) скелет
  г). эпидермис кожи
3. Мезодерма д) головной мозг
, е) кровеносная система
, ж) органы слуха
, з) спинной мозг.

7.2.12.Закончите предложения:

1. Процесс образования гамет называется _________________
2. Процесс слияния гамет называется ______________________
3. Оплодотворенная яйцеклетка называется _____________
4. В результате дробления зиготы образуется ________________
5. У покрытосеменных растений оплодотворение __________
6.Развитие без оплодотворения называется _______________
7. После двойного оплодотворения у растений образуются ___________ и _________

7.2.13. Почему в каждом последующем поколении человека количество хромосом в соматических клетках не увеличивается? Какое приспособление предотвращает этот процесс?
________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7.2.14. Какое биологическое значение имеют перекрестное опыление и двойное оплодотворение?
________________________________________________________________
7.2.15. Кто относится к яйцекладущим млекопитающим? Что доказывает их существование?

_________________________________________________________________

Внимание! На экзаменах Вам могут быть предложены для решения ЗАДАЧИ ПО БИОЛОГИИ. Поэтому, начиная с этого номера, мы будем предлагать вам образцы задач различного уровня сложности. Помните, что задачи по биологии могут не иметь однозначного решения. Поэтому самым важным в ответе является доказательность Вашего решения.

Примеры задач по теме "Размножение и индивидуальное развитие организма "

Первый уровень сложности - легкие задачи.

1. Назовите все возможные случаи, когда клетки многоклеточного организма могут содержать гаплоидный набор хромосом. Укажите эти клетки.
2. Почему у покрытосеменных растений выработался механизм двойного оплодотворения?

Задачи второго уровня сложности.

1. В чем заключаются преимущества и недостатки раздельнополости и гермафродитизма?
2. Может ли кроссинговер привести к патологическим нарушениям в хромосомах? В каких случаях?

Пример решения задачи второго уровня сложности

Условие: Почему почкование свойственно только низшим животным?

Решение: Известно, что почкование наиболее распространенный способ бесполого размножения кишечнополостных - гидр, медуз, кораллов. Это двухслойные животные, не имеющие сложных систем органов. Поэтому почкование не наносит ущерба их организму. Почкование у высших животных неизбежно привело бы к трате части важнейших систем органов - кровеносной, нервной и т.д.